Мистериум - трилогия детективных триллеров от автора Юсси Адлер-Олсен

Как поклонник детективных триллеров, я никак не могла пройти мимо этой колоритной трилогии. Экранизация серии книг под общим названием «Отдел Q» соблюдает все канонные приемы детективной остросюжетной истории: в эпицентре повествования находятся детектив-инспектор и его помощник, дела нераскрыты и чрезвычайно сложны, но тщательное расследование, когда следователи горят жаждой правды и не боятся потратить своё время, дают результаты.

В «приключениях» участвуют Карл Мерке и Асад, работающие в департаменте отдела Q, занимающимся «глухарями». Однозначно, автор Юсси Адлер-Ольсен очень хорош в стиле жесткого скандинавского детектива-драмы, т.к. зрителям, погрузившемся в мрачную атмосферу Дании, будет жутко от происходящего…

Мистериум. Начало (2013)

Суровый детектив Карл (Николай Ли Каас), сосланный из убойного отдела, и его (явно с арабскими корнями) помощник Асад (Фарес Фарес) должны заняться, казалось бы, рутинной работой — рассортировать и закрыть все «висяки» за последние пять лет. Карл Мерке не может спокойно забросить тайны, что попали ему в руки. Всех загадок не разгадаешь, но одна привлекает его внимание: вполне нормальная женщина покончила жизнь самоубийством — выпрыгнула с парома в океан. Нет, здесь не всё так гладко…

Мистериум. Начало

В итоге, я получила крепкий криминально-детективный триллер, интересный и напряженный, держащий от начала и до конца. Сразу оговорюсь, что поклонники скандинавских триллеров будут без ума от происходящего, впитывая каждый кадр, а вот остальным зрителям, (особенно тем, кто «серость и тоску» на экране не переносит), может и не понравиться.

Вероятно, после просмотра не я одна провела параллели с другим скандинавским хитом — "Девушка с татуировкой дракона" (у фильмов общий сценарист — Николай Арсель).

Убийцы фазана (2014)

Отдел «Q» завален нераскрытыми делами, но внимание Карла Мерка привлекает дело двадцатилетней давности об убийстве учеников престижной частной школы. В 1994 году двое детей-близнецов были найдены зверски убитыми в летнем загородном доме.

Ряд фактов указывал на причастность к делу группы молодых студентов, но расследование было прекращено, после того, как местный отшельник – странноватый и не совсем вменяемый на первый взгляд наркоман – взял вину на себя. Дело закрыто, однако отец убитых (бывший следователь) убеждён, что истинный преступник не найден и просит Мерка возобновить расследование. 20 лет спустя это дело попадает на стол Карла Мерка, который снова находит нечто его настораживающее…

Все-таки есть в европейских фильмах какой-то свой особый шарм. И истории получаются складные, и фактура хорошо ложится на студенческие общества, маньяков, тихие деревушки и интеллигентных обаятельных психопатов. Бродить по витиеватому сюжету вместе с Карлом и Асадом в поисках убийцы — одно удовольствие. Но есть и недостатки: сюжет неплох, он цепляет, путает, заставляет мучиться раздумьями и догадываться, что будет дальше, но провисает в некоторых моментах (лента, действительно, затянута).

Кадр из фильма "Убийцы фазана"

Стать лучше предшественника – «Убийцы фазана» – ей не удалось. Несмотря на минусы, снята картина качественно и сильно. Смотреть рекомендуется всем, кто устал от работ Голливуда и жаждет окунуться во мрак внешне благополучного города; однако начинать с этой части не стоит – идите в хронологическом порядке, начиная с предыдущего фильма.

Мистериум. Тьма в бутылке (2016)

Тьма может скрываться в человеческой душе, может окружать несчастную жертву, может вырваться наружу и запятнать что-то светлое и доброе, а может быть изложена детским почерком на кровавом листе бумаги, спрятанном в бутылку. Отбросим воспоминания о мореплавателях, которые потерпели крушение и забрасывали бутылками с посланиями морскую гладь, в ожидании ответа; это всё имеет некий оттенок комичности и чем-то напоминает мультфильмы, но не в этом фильме. В нужное время и в нужном месте оказался старый стеклянный сосуд, в котором детский крик о помощи шёл долгие годы до тех, кто может их освободить.

Кадр из фильма "Мистериум. Тьма в бутылке"

В одном портовом городке Шотландии была выловлена из сетей бутылка с посланием. Язык был незнаком нашедшим, да и текст выглядел "потёртым", поэтому прочесть удалось совсем не скоро - только когда кто-то из людей, знающих датский, смог определить, что послание на том языке. Текст доставляют в особый отдел Копенгагена, сотрудники которого занимаются расследованием «висяков» (давно не раскрытых дел). За работу снова берутся двое знакомых нам полицейских Карл и Асад.

Они с коллегами по отделу расшифровывают послание, хоть и частичные фрагменты утеряны, но полученных сведений достаточно, чтобы начать поиски и выйти на того, кто перенёс этот крик о помощи на бумагу. А после становится известно о существовании маньяка, похищавшего детей…

Подчёркнутая холодность и мрачность, которая уже ассоциируется с измождённым лицом Карла; спокойствие, таящее опасность и что-то куда более жуткое; море, скрывающие скелеты, но приносящее через 8 лет одну бутылку к чужим берегам, чтобы спасти жизнь двоим детям в настоящее время в другой стране.

МИНУСЫ: При всех достоинства, фильм «Тьма в бутылке» не лишён недостатков. Например, моменты нападения злодея с его злосчастными ножницами не только на обычного мужчину, но и на полицейского с оружием и подготовкой. Он же совершенно один, да и по телосложению не скажешь о физической силе…

Также просто шокировал момент, когда полицейский стоял в воде, на берегу не было ни души, а маньяк успел подобраться к нему и после напряжённого затишья зрителю демонстрируют музыкальный «бу-эффект», когда вздрагиваешь от нападения злодея. Ну а по воде он подкрался бесшумно? Они же не были на пляже, забитом шумными детьми? Тоже очень странно…

В ИТОГЕ: «Тьма в бутылке» – это мрачный, но динамичный детективный триллер, в котором происходит не только стандартное столкновение протагониста и антагониста, но также – религиозного и атеистического мировоззрения. Интересно, местами – невыносимо тяжело, с доброй долей недосказанности по ходу развития событий, но простым и понятным финалом.

Если вам трилогия понравилась – не расстраивайтесь, что хорошее так быстро закончилось, так как Юсси Адлер-Ольсен написал ещё «Журнал 64» и «Эффект Марко». Ждём дальнейших экранизаций!

Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже