Формирование командного духа

Как сформировать командный дух?

Несмотря на то, что командность теоретически должна быть чертой каждого постсоветского человека, ведь этой идее в СССР уделялось так много внимания, на самом деле с этим в странах СНГ есть проблемы. Просто идеологический перелом, связанный с переходом от социализма, к недоразвитому капитализму, привел к тому, что старая идеология была разрушена, а идеология «командности в новых условиях» еще толком не сформировалась.

На практике произошло следующее: иллюзия противостояния «владелец - наемные сотрудники», характерная для несформированной новой бизнес культуры, привела к тому, что командная работа стала чем-то необычным. На самом деле первый шаг к формированию команды - это момент, когда владелец компании осознает себя лидером группы людей, то есть не человеком «по другую сторону баррикады», а главой команды и ее членом одновременно.

Как сформировать командный дух? Прежде всего, он создается целями, причем высокими целями, а не чем-то вроде «повысить доход в два раза до конца года». Например, известная компания Grundfos утверждает, что ее высшая цель - повышение качества жизни людей и защита окружающей среды, а цель Apple - предоставить профессионалам, которые не являются специалистами в области компьютерных технологий, мощные инструменты для творчества. Поэтому первое, что делает лидер, - формирует и продвигает цели. Командный дух создается не на корпоративах и вечеринках, он появляется тогда, когда лидер ставит цели и приводит команду к успеху.

Следующая составляющая - конкретные роли в игре и ответственность за их выполнение. В бизнесе мы называем «должности» и «сферы ответственности». Вы никогда не добьетесь хорошего взаимодействия, если каждый член команды не понимает, за что лично он отвечает и за что отвечают все остальные. Вспомните фильмы про командные виды спорта, например, один из последних - «Легенда № 17» о знаменитом хоккеисте Валерии Харламове. Один из главных уроков, которые ему необходимо было усвоить на пути к победам, - это необходимость взаимодействия, сотрудничества.

Третья составляющая - возможность общения между членами команды. Для того, чтобы создавать и поддерживать командный дух, члены команды должны знать, что происходит, они должны регулярно общаться об этом и согласовывать свои действия. В бизнесе мы называем это собраниями, совещаниями, планированием и координацией.

Крупный бизнес требует большого количества людей, а самое ценное в людях - их искреннее желание работать, их творчество. Истории выдающихся предпринимателей, - многие из которых, например, Стив Джобс или Ингвар Кампрад, были людьми с очень сложным характером, - говорят о том, что способность увлечь своими идеями и своей деятельностью людей - важная составляющая успеха. Только не стоит думать, что способность управлять командой - это какой-то врожденный талант. Талант, конечно, помогает, но понимание технологии, как это делать, позволяет любому стать лидером. Это как игра на музыкальных инструментах: практически каждого можно научить музицировать, не каждый, конечно, станет Моцартом, но играть сможет.

К счастью, чтобы управлять командой, нет необходимости шесть лет учиться в вузе, а потом еще пять лет проходить практику, но чтобы стать профессионалом в этой сфере, некоторое время и силы все же необходимо будет потратить.

Между прочим, эти навыки являются самым главным конкурентным преимуществом для руководителя. Просто подумайте об этом.

Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже