Ребенок за столом

Нам очень нравится ухаживать за своим ребенком. Особое удо­вольствие — кормить свое дитя. Но мамам нужно понять: малыш во время еды не должен быть пассивен. У него не должно появиться и утвердиться ощущение, что он — всего лишь объект чьих-то манипуляций. Иначе он потеряет интерес к еде как к процессу. То есть организованное питание (завтрак, обед, ужин) будут воспри­ниматься как обязательная, но не слишком приятная процедура. Поведение маленького ребенка за столом очень важно. Но как приучить маленького ребенка правильно вести себя за столом?

То, что малышу необходима собственная посуда, знают все. Молодые мамы редко могут удержаться от приобретения специальной детской посуды. И нужно сказать, что правильно выбранный набор — благо для всех участников трапезы. Детскую посуду всегда нужно держать в чистоте в посудном шкафу. Если она по какой-либо причине долго стояла в открытом виде на кухонной мебели, лучше ее дополнительно сполоснуть. Если вы протираете посуду полотенцем, следите, чтобы и оно было чистым. Чтобы оно не предназначалось также для грязных рук или протирания стола.

Поддержание опрятного вида во время еды — непростая задача. Идеальной чистоты и порядка можно добиться, только если не давать малышу в принципе соприкасаться с пищей. А это не входит в планы воспитания самостоятельного человека. Фартучек, который вы повяжете малышу, обязательно должен быть чистым. Нужно контролировать, чтобы на нем не было следов засохшей пищи и некрасивых пятен.

Время от времени можно обращать внимание малыша на то, как выглядит его обеденный стол перед началом трапезы. Так вы заклады­ваете умение уже в самом раннем возрасте. «Давай поставим тарелочку и чашечку, положим вилку и ложку. Посмотри, какой у тебя красивый передничек. Давай его повяжем. Если что-нибудь уроним с ложечки, рубашечка не запачкается». Некоторые родители считают, что говорить такие вещи маленьким детям бесполезно, потому что они все равно ничего не понимают. Но это не совсем так.

До двух лет постоянное доброжелательное повторение каких-либо пожеланий почти наверняка откладывается у малыша в подсознании. То, что говорит мама, еще не воспринимается как зануд­ство и навязывание. Малышу будет просто следовать тем правилам, которые он принимает сначала под влиянием естественного авторитета и личного примера мамы. Зато уже позже, осознавая их смысл и необ­ходимость, ребенок будет делать все сам и по своей воле. Причем, не задумываясь и не видя повода для протеста.

Важно, чтобы для малыша гигиена рук отложилась в подсознании как необходимое условие приема пищи, вошло в привычку. Кстати, если вы вынуждены кормить ребенка в месте, где нельзя помыть руки водой, вытирайте их влажной салфеткой. Ваших рук это тоже касается, особенно если вы помогаете ребенку кушать. Обязательно объясняйте малышу, зачем вы это делаете.

Приучая маленького ребенка правильно вести себя за столом, не сдерживайте его инициативу. Если маленький ребенок хватается за ложку и пытается с ней что-то делать, не отнимайте ее. Сначала малыш сам попытается воспользоваться этим предметом по своему усмотрению. И вряд ли это сразу у него получится. Вы мягко и настойчиво возьмите ручку едока и направьте его движения, ласково поощряя словами.

Потом снова позвольте действовать самостоя­тельно. Если вы видите, что у малыша ничего путного не выходит, осторожно возьмите у него ложечку и продолжите кормление сами. И, конечно, обязательно устраните результаты неудачных усилий с лица, рук и даже фартучка малыша. Продолжайте кушать в чистоте. Малыш может и должен быть активен во время еды. А вот устранять побочные эффекты его активности — пока ваша задача. Не стоит гнаться за абсолютной стерильностью. Главное, чтобы он не привыкал кушать среди разложенных по столу, лицу и телу кучек пищи, постоянно задевая их и снова пачкаясь.

Если принципиально жертвовать самостоя­тельностью аккуратности, не позволять ребенку овладевать методом проб и ошибок необходи­мыми навыками по приему пищи, то возрастает риск полностью «убить» в нем интерес к само­стоятельному питанию. Ведь после 1,5-2 лет малыши найдут много других способов самореа­лизации. И желание научиться владеть ложкой и вилкой не будет среди них самым привлека­тельным. Неумелые же годовалые малыши наоборот, стремятся подчинять себе мир всеми доступными путями, а их пока не так уж много. И способность не зависеть от взрослого за столом — одна из самых важных.

Часто в набор детской посуды входят специально предназначенные для малышей ложечка, вилка и даже нож. Эти предметы не менее важны, чем тарелки и кружка. Ведь именно с их помощью у малыша появляется возможность кушать само­стоятельно. Как только в рацион ребенка начинает входить твердая пища, приучайте его пользо­ваться вилкой и ножом.

Малыши любят брать ложку в рот, проворачи­вать ее там, постукивать по ней зубами. Такое действие вполне естественно, но не долж­но переходить в привычку. Причин этому несколько: это некрасиво, отвлекает ребенка от процесса еды, так как ложка начинает играть роль соски-пустышки, а в случае замены ложки на вилку может нанести малышу серьезный вред.

Не нужно вырывать ложку изо рта, но следует обратить внимание ребенка на то, что такое обращение со столовым прибором не может быть нормой. У годовалого малыша ложку в таком случае можно аккуратно забрать и угостить из нее пищей «по правилам», после чего снова вернуть ложку едоку. Ребенку постарше, если такое поведение повторяется и переходит в привычку, можно рассказать какую-нибудь поучительную историю, степень назидательности которой вы определите самостоятельно.

Позволяйте поводить ложкой в тарелке, понаблюдать, как кашка или пюре стекают с ложки в мисочку. Желательно даже комментировать то, что ребенок может при этом наблюдать: конси­стенцию, структуру, запах. Не беда, если малыш из познавательного интереса дотронется до каши или овощей руками. Не ругайте его. Просто обратите внимание, что кашку лучше кушать ложкой. Тогда она вся достанется едоку, а не размажется по столику. Но если видите, что эксперимент переходит в не имеющую к вашему занятию отношения игру, прекратите ее и сосредоточьтесь на обеде.

Пусть блюдо, которое вы предлагаете ребенку, не остается безликим и безымянным

Расска­зывайте, что у малыша в тарелочке, постепенно усложняя свою речь в зависимости от возраста ребенка. Когда малыш уже достаточно взрослый, чтобы вступать с вами в осмысленный диалог, просите его показать на тарелочке пищу, которую вы называете, или самому ее назвать. Так вы будете закреплять у ребенка умение самому различать на вид и на вкус различную пищу. Это поможет ему более четко формулировать свои желания в дальнейшем.

Совет содержать личико и ручки ребенка в чистоте во время еды тоже относится к разряду распространенных. Но дети редко обходятся без того, чтобы не испачкаться. Особенно если пытаются кушать самостоятельно. Некоторые мамы считают, что тесное общение с пищей дает малышу дополнительный сенсорный и тактильный опыт. Так оно и есть. Но чувствовать грань между «издержками производства» и вошедшей в привычку неаккуратностью нужно также приучать изначально. Не нужно ругать, если ребенок вымазался во время еды.

Доброжелательно, но без явного одобрения вслух отметьте этот факт и предложите ребенку утереться салфеточкой. Но сначала вытирайте сами, а потом уже предоставьте делать это малышу. При примерном поведении маленького ребенка за столом не забудьте его ободрить.

Умением убирать лишнюю пищу овладеть почти также сложно, как и столовыми приборами. Если выпачкавшийся малыш кажется вам забавным, можете поговорить об этом с папой или другими родственниками малыша. И даже щелкнуть его на камеру. Но будьте внимательны — не превращайте это в забавную игру, не провоцируйте ребенка пачкаться едой специально. Что и говорить, иногда можно позволить роскошь испачкаться чем-то особенно вкусным и марким. Но пусть это всегда будет исключением из правила.

Вы так счастливы, что малыш хорошо и с удо­вольствием поел, что сами готовы благодарить его. Особенно, если едок не всегда склонен вас порадовать. Но правил хорошего тона никто не отменял. И если сейчас они покажутся вам ненужной обузой, то малышу потом тем более и в го­лову не придет вас благодарить за обед или ужин. Ведь он будет получать его независимо от этого обстоятельства.

Как начать прививать малышу манеры за столом?

Конечно, прежде всего, собственным примером. Если ребенок совсем мал, это не должно вам помешать пожелать ему «приятного аппетита» или сказать «кушай на здоровье». А когда он покушал, весело, но не слишком требовательно попросить поблагодарить вас и даже сказать вместо него «Спасибо, мама». А затем попросить повторить эти слова. И искренне обрадоваться, если в результате ваших стараний ребенок произнесет эти слова самостоятельно. Особенно быстро такая привычка возникает, если семья часто садится за стол вместе.

Ребенок на примере взрослых наблюдает эти необходимые образцы элементарной вежливости

Детям сложно смириться с какими-то правилами, особенно если они не видят в них смысла. Взрослых это касается не в меньшей мере, только их ситуация еще и усложняется наличием уже сложившихся привычек, как хороших, так и плохих. Ведь переучиваться гораздо сложнее, чем научиться.

Дети постарше любят простые ролевые игры, тесно связанные с окружающей их действитель­ностью. Детская посуда может сыграть в процессе воспитания не последнюю роль. Почему бы не рассадить за импровизированным столиком игрушечных персонажей и не отрепетировать с ними желательное поведение за столом.

Вместе с малы­шом поощряйте хорошее и правильное поведение и журите за недостойное

Дети не меньше нашего любят поучать. Предоставьте им такую возмож­ность. Пусть сами сервируют зверушкам обеденный стол, отведут их помыть ручки, повяжут салфетки. Пусть сами поддерживают порядок за столом на правах старшего. Пускай от своего имени пожелают «приятного аппетита» и пoблагодарят в конце обеда. Не лишним будет также помыть посуду и протереть столик. И обязательно поблагодарить за угощение!

Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже