Откуда пошло название Чёрная пятница?

Чёрная пятница – день для шопоголиков знаменательный. Даже люди, далёкие от страсти к шоппингу, знают о скидках и распродажах, коими магазины будут завлекать в это время всех подряд. Вот и ноябрь за окном, а значит, надо настраиваться на череду покупок. Почему же этот день недели «окрашен» в чёрный цвет? Откуда пошло название «Чёрная пятница»?

Полтора века назад произошло событие, которое вошло в историю США. 24 сентября 1869 года, экономику США постигло настоящее потрясение – скупка золота невероятных масштабов, стимулированная двумя очень предприимчивыми спекулянтами. Дж. Фиск и Дж. Гулд организовали сговор с чиновником казначейства (родственником главы государства) и смогли вызвать невероятный ажиотаж вокруг скупки золота. В результате цены на драгоценный металл взлетели на 20%. После этого дня многие люди были разорены, ну а спекулянты, естественно, получили немыслимую прибыль.

И несколько десятков лет назад, и сейчас в США в последний четверг ноября отмечают День Благодарения, а на следующий день начинаются грандиозные распродажи с огромными скидками, которые доходят до 80%. В этот день дёшево продают все товары, а не только старые и залежавшиеся на витринах. Многие товары можно заполучить просто за копейки, ведь цена не накручивается искусственно. Именно поэтому очереди в магазинах очень внушительные, а за акционные товары разворачиваются настоящие битвы между покупателями. Люди плотно заполняют внутреннее пространство магазина и сметают с прилавков, практически, всё.

Чёрная пятница в США

Эту традицию американских распродаж в «чёрную пятницу» переняли многие продавцы по всему миру, поэтому с начала ноября интернет пестрит объявлениями «SALE» на сайтах различных интернет-магазинов. Крупнейшие торговые сети устраивают распродажи и устанавливают значительные скидки. Так что, не только в США и Канаде, где традиция отмечать этот день существует несколько десятилетий, но и в России, Беларуси и других странах СНГ жители могут сделать выгодные приобретения. Заполнив простую форму, вы получите промокоды и возможность купить товары со скидкой до 60% на lamoda.by, WildBerries Беларусь, 21vek.by, ЛитРес, Связной и др. в Black Friday, не выходя из дома.

Откуда же пошёл сам термин? Кто придумал название "Чёрная пятница"?

Доподлинно эта информация не известна. В употребление словосочетание "Black Friday" вошло в 60-х годах 20-го века в США. Есть несколько версий:

  1. Такое название получили длинные автомобильные пробки на дорогах Филадельфии, ведь люди после Дня Благодарения возвращались от родственников или друзей. Такая массовая «миграция» населения, несомненно, вызывала заторы на дорогах.
  2. В терминологии бухгалтеров красный цвет означает убыток, а чёрный – прибыль. Нетрудно догадаться, что первый день распродаж после Дня Благодарения является самым прибыльным для магазинов.
  3. Но есть не только хорошее в этих распродажах и возможностях людей купить желаемый товар очень дёшево. Желающих получить большую скидку и купить всего, сразу и подешевле так много и они подходят к покупкам с таким энтузиазмом, что распродажи каждый год омрачаются жертвами: много травмированных и покалеченных и среди покупателей, и среди продавцов. Есть даже происшествия со смертельным исходом. Исходя из этого, термин «чёрная» очень даже оправдан.

Видео: На Black Friday не обходится без конфликтов - будьте внимательны

и осторожны

Чёрная пятница является рабочим днём, поэтому особенно активные покупатели стремятся взять отгул, чтобы раньше всех прийти к магазину до его открытия. Супермаркеты начинают работу с раннего утра, а некоторые – даже с ночи, чтобы стимулировать ажиотаж и получить ещё больший приток покупателей.

Самые первые покупатели

Попасть в число первых покупателей многие хотят не только потому, что можно первыми добраться до желанных товаров со скидкой, но и потому, что для самых первых действуют дополнительные скидки +20, 30, 40%. Естественно, этот маркетинговый ход отлично работает для привлечения шопоголиков. Обычно в 6 утра во многих магазинах рассчитывать на приобретение чего-то по привлекательной цене не стоит: с прилавков всё смели, а в магазине выстроилась вереница покупателей с переполненными тележками в очереди на кассу.

Для тех, кто не проснулся с первыми петухами в Black Friday ещё есть шанс

Многие люди, которые в этот день скупают всё, до чего руки дотягиваются, после приходят домой и начинают разбирать покупки, обдумывать целесообразность приобретения. На следующий день пелена с глаз спадает, и отчаянные покупатели понимают, что многое из того, за что были отданы деньги, им просто не нужно. Тогда товары возвращают в магазины и после приобрести их могут те, кто в Black Friday не успел.

Кстати, возвращать бракованный товар в Чёрную пятницу считается дурным тоном (по крайней мере, в США, Канаде). Если есть возможность - подождите наступления понедельника.

Согласно данным статистики, в США в чёрную пятницу за выгодными покупками в магазины отправляются более 300 миллионов покупателей, которые в общей сложности тратят около 70 миллиардов долларов. Отмечен рост средней потраченной суммы одного человека. В прошлые годы среднестатистический покупатель выгодно приобрёл товаров на 400 долларов.   

Очередь около торгового центра в black friday

День без покупок или Не всем по душе чёрная пятница

И дело не только в продавцах крупных магазинов, которые с ужасом готовятся к огромному несдерживаемому потоку посетителей, но и в тех, кто обеспокоен набирающей обороты проблемой сверхпотребления. Международная сеть Adbusters Media Foundation (СМИ против рекламы) является инициатором Дня без покупок. Им они для себя заменили чёрную пятницу и всех жителей призывают последовать их примеру.

Актуальное видео: 

Минимализм. 5 способов не купить лишнего: психолгия шоппинга

День без покупок поддерживают, преимущественно, образованные люди, понимающие весь механизм манипулирования сознанием масс, которым идеология сверхпотребления, как способ достичь благополучия и получить удовольствие в жизни искусственно навязывается рекламой. Акцию поддерживают писатели, художники, некоторые предприниматели, преподаватели, студенты…

Кибер Понедельник

Кибер Понедельник (англ. "Cyber Monday") - это первый понедельник, следующий за Чёрной Пятницей. Если Чёрная Пятница ассоциируется у американцев с покупками в обычных розничных магазинах, то Кибер Понедельник с самого своего начала подразумевал активные покупки через интернет.

Впервые данный термин был употреблен во время праздничных распродаж в 2005 году. Годом ранее было замечено, что миллионы работающих американцев, не успевших отойти от пятничной распродажной суматохи, в понедельник возвращаются за свои рабочие места с высокоскоростным интернетом и продолжают совершать покупки со своих рабочих мест. Маркетологи, быстро узрев в этом выгоду, решили придать этому дню официальный статус дня продолжающихся распродаж. Так и повелось с тех пор, что Кибер Понедельник является правомерным продолжением Черной Пятницы, являя покупателям новые возможности сэкономить. А самое главное, что нацелен он именно на интернет-покупателей.

Несколько полезных советов для любителей шопинга в чёрную пятницу:

  1. Заранее выясните, в каких магазинах планируются распродажи, и составьте план шопинга. В первую очередь отправьтесь за необходимыми товарами, затем перейдите к покупкам «для души».
  2. Сравните цены. Дело в том, что некоторые компании предлагают товары якобы со скидкой, но на самом деле в другом месте их и без скидки можно приобрести по гораздо меньшей цене.
  3. Заранее продумайте, что купить. Составьте список, чтобы не приобрести ничего лишнего.
  4. Покупайте только то, что вам действительно нужно. Многие кидают в корзину всё, что попадается на глаза. Если вы относитесь к этой категории людей или боитесь, что вам ничего не достанется, то, стоя у кассы, ещё раз внимательно осмотрите все товары и откажитесь от лишнего.
  5. Наслаждайтесь покупками и не отчаивайтесь, если вы чего-то не успели купить. Часто покупатели возвращают товары после распродаж, поняв, что они оказались ненужными. И такие товары в большинстве случаев выставляют на продажу, снижая цену.
  6. Не берите с собой все деньги.
  7. Лучше всего совершать покупки с помощью банковской карты. Так вы обезопасите себя от воровства. Но на случай блокировки (некоторые банки блокируют счета после списания с них больших сумм средств) лучше иметь запасную.

Пусть шопинг будет удачным и выгодным!

Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже