Может ли человек грамотно распоряжаться своим временем? Как овладеть искусством все успевать? Как научиться делать одновременно многие вещей, при этом не теряя в качестве? Это и многие другие вопросы мы задаем себе каждый день, разрываясь между несколькими работами, друзьями, родными и близкими, хобби, интересами...
Современный мир требует от нас очень и очень многого
Средне-статический человек "должен" успеть к 30-35 годам сделать успешную карьеру, создать чудесную семью, построить дом, вырастить дерево... При этом неплохо бы выучить пару иностранных языков, научиться хорошо готовить, играть на гитаре, организовывать мероприятия и заниматься благотворительностью... Да-да! И это все должно поместиться в одном человеке.
Казалось бы, совсем нереально. Но каждый день мы можем наблюдать обратное: десятки, сотни, тысячи людей уже делают это. То есть все успевают! И достигают приличных высот. В чем же их секрет? Давайте разберемся.
Основы тайм-менеджмента
Все мы разные. И подходы ко всему у нас соответственно, отличаются. Все люди условно делятся на две группы: рационалисты (к ним относится 49% населения) и иррационалисты (их 51%).
Первый тип - это последовательные, систематичные, организованные люди.
Второй тип - люди спонтанные, импровизирующие гибкие в нестандартных ситуациях.
Так вот, первой группе, рационалам, идеально подходят тайм-менеджмент и современные методики управления временем. Все должно быть четко и ясно распланировано, расписано. Обычно при правильном подходе достигаются хорошие результаты. Именно о первой группе мы поговорим ниже.
Тайм-менеджмент - инструмента для тех, у кого "все идет по плану". Само это явление получило широкое распространение в странах Запада, а потом прижилось и у нас в стране. По сути, тайм-менеджмент - это умение планировать время и руководить им для достижения целей и получения результатов. Проще говоря, это и есть управление временем.
Тайм-менеджмент состоит из нескольких шагов:
1. Анализ использования времени
Это выяснение того, как и на что оно тратится. Уже в ходе выполнения этого ценного упражнения можно сделать поразительное открытие: где-то 30% своего времени мы тратим на совершенно бессмысленные, не приносящие никакой пользы занятия!
2. Постановка целей
Цели должны быть конкретно сформулированы и правильно поставлены. Известный американский ученый, изобретатель и выдающийся государственный деятель Бенджамин Франклин, разработал специально систему, согласно которой цели складываются в виде ступенчатой пирамиды, которая выглядит следующим образом:
План на день:
- Краткосрочный план
- Долгосрочный план
- Генеральный план достижения цели
- Глобальный план достижения цели
- Глобальная высокая цель, (достойная цель творческого человека)
- Главные жизненные ценности (чего человек хочет от жизни)
При этом начинать строить свою пирамиду нужно именно снизу ( и это, как показывает практика, обычно сделать сложнее всего). Надо очень четко для себя определить, понять и принять то, что для вас важнее всего в жизни. А потом уже пошагово планировать свое время.
3. Собственно планирование
Главные инструменты тайм-менеджмента - дневники, ежедневники, планировщики. Постепенно через какое-то время ваша производительность возрастет в разы. И, что самое важное, - придет понимание того, что свой самый главный ресурс, время, вы инвестируете, а не тратите!
Советы рационалистам
- Постройте-таки свою пирамиду целей. Живите, развивайтесь! Ведь кому, как не вам, получать удовольствие от того, что идет все по плану!
- Будьте предусмотрительнее. Жизненные сюрпризы не всегда согласуются с нашим дневником. Учитесь предугадывать, импровизировать. Просто сядьте, представьте возможную ситуацию. Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. На одной половинке напишите то, как вы видите развитие событий, как вы это запланировали. На второй части листа опишите возможные форс-мажоры. Кстати, они тоже не всегда бывают плохие! И, прописав варианты, вы уже наверняка, не растеряетесь, если в вашей стройной системе случится отклонение.
- Ищите варианты! Пробуйте заняться чем-то новым, совсем вам не свойственным! Не бойтесь экспериментировать и меняться. Учитесь иногда отвлекаться от "самой главной цели", чтобы заняться чем-то приятным. Делая уборку, слушайте бодрую музыку, танцуйте. Сидя перед компьютером, выполняйте упражнения для шеи и спины. Смотрите телевизор и вяжите. Готовьте еду и слушайте аудио-книги... А там уж и до Юлия Цезаря недалеко!
Слушайтесь себя! Удел иррационалов
А что делать тем, кто ненавидит ежедневники и планировщики? Тем, у кого от одной мысли о "жизни по часам" появляются неприятные ощущения? тут уж все совсем просто! Вот главные правила для вас:
- Разрешите себе одновременно развиваться в нескольких направлениях. Занимайтесь продажами, танцуйте, пойте, учите языки, программируйте и рисуйте. Вы прекрасно справитесь со всем. И тут, наверное, возникнет справедливый вопрос: не будем ли мы распыляться?
Совет: не заморачивайтесь. В любом случае монотонность и однозначность не для вас.
- Составьте перечень дел, которыми вам придется заниматься. Да-да, именно нравится! И периодически, когда вы принимаетесь заставлять себя продолжать какое-либо дело, загляните в этот список. Прочтите вслух перечень своих любимых дел. Интуиция вам сразу должна подсказать, чего бы вам хочется прямо сейчас. И - делайте это!
- Не принуждайте себя что-то делать насильно! Это чревато лишь испорченным настроением. А вы наверняка знаете, что настроение - залог успеха!
- Мягко контролируйте свои направления. Придумайте что-то новое, что поможет достичь намеченных целей. Распишите каждое направление по составляющим, конкретным действиям, которые вы можете выполнить прямо сейчас.
- Держите список при себе. И обязательно фиксируйте результаты. А уж они не заставят себя долго ждать. Вы и не заметите, как за сравнительно короткий период времени начнете неплохо изъясняться на испанском, играть на гитаре, кататься на роликах, напишете роман и свяжите свитер. Видь именно о вас фраза "и швец, и жнец, и на дуде игрец"!
- Вместо постановки цели примите решение стать на путь постоянного развития в каком-либо направлении. Вас должна вдохновлять не цель, а сама деятельность, процесс. То есть, вместо того чтобы молиться на одну-единственную миссию всей жизни, каждый день достигайте пусть маленьких, но таких приятных целей!
Для тех, кто любит универсальные советы
Только что мы с вами рассмотрели несколько разных подходов к управлению временем. Вы можете выбрать то, что ближе именно вам. А теперь хотелось бы несколько общих правил, которые точно смогут помочь вам подружиться со временем и сделать его своим союзником.
- Старайтесь получать удовольствие от каждого мгновения жизни. Иными словами, с любовью и благодарностью принимайте все возможности, которые вам открываются именно сейчас.
- Впускайте в жизнь новизну. Ломайте свои и чужие стереотипы. Удивляйте и радуйте себя. А почему бы нет? Кто сказал, что вы этого не сможете, что у вас не получится? Как бы не так!
- Разрешите себе иметь несколько важных жизненных направлений для развития. Поверьте: квалифицированный бухгалтер легко может быть одновременно и превосходной танцовщицей, и искусным поваром, и великолепной поэтессой. И при этом-любящей женой и заботливой мамой.
- Не надо слишком стараться, надрываться и напрягаться! Все, что вы пытаетесь сделать через силу, так же натянуто и получается. А такой результат, я больше чем уверена, вас не устроит.
- Переключайтесь! Легко порхайте с одного дела на другое - и вы успеете все! Не позволяйте какому-либо делу надоесть вам до дрожи в коленках - тогда вы уж точно вряд ли когда-нибудь к нему вернетесь.
- Позвольте себе хоть иногда заниматься ничегонеделанием - просто отдохните.
- Найдите те места, где вам комфортно, и там восстанавливайте свои силы. Идите туда всегда, когда этого просит ваша душа!
- Договаривайтесь со временем.
- Просто ЖИВИТЕ! Ведь жизнь измеряется не возрастом, а количеством мгновений, когда от счастья захватывает дух, когда хочется обнять весь мир!
Ладно, пора заканчивать. Дела, знаете ли... На плите кипит борщ, включен пылесос, на телефоне - подруга... А, еще дописываю материал и проверяю базы данных... Заболталась я тут с вами!