Все написанное ниже не является какой-то продуманной теорией или анализом полученного жизненного опыта. Это больше похоже на результат работы интуиции, на смутную догадку о том, что не дает покоя многим думающим людям. В том числе и мне самому.
Речь пойдет о смысле жизни, вернее о заблуждениях в его поисках. В первом приближении жизненный смысл известен всем. Это традиционные ценности: образование, семья, работа, дети, карьера. В общем, все то, что вписывается в стандартный жизненный сценарий.
На этом, первом уровне заблуждения, люди все усилия направляют на реализацию общепризнанного плана жизни. Добиваются результата они с разной степенью успеха. И вот тут у некоторых появляются первые сомнения в непогрешимости общепризнанных социальных стереотипов.
Те, кто остаются верны традиции, проживают свою жизнь без ощущения экзистенциального вакуума. И не от скудости ума, а от того, что все на своем месте, не возникает у них сомнений в правильности выбранного пути. Такие сомнения появляются тогда, когда человек по каким-то причинам пошел по жизни не своей дорогой и попал в психологическую ловушку.
Но есть и другая категория людей, те, кому при любых условиях тесно в предлагаемых обществом социальных рамках. Это, в своем роде, иноходцы. Их жизнь во всем проблематична. И в невозможности полноценно встроиться в общественные процессы, и в постоянном «томлении духа», тяжких думах о смысле жизни и смерти.
Эта природная житейская неприспособленность и натужные метафизические поиски смысла рано или поздно приводят таких людей к закономерному выводу об условности традиционных ценностей. Таким людям становится очевидным, что «правильный» жизненный путь, предлагаемый в качестве цели и смысла, не что иное, как соблюдаемый всеми по умолчанию договор. И познавшие это вдруг начинают ощущать захватывающее дух чувство свободы.
Ведь, если можно не играть по общим правилам, то появляется шанс установить свои и жить по своему разумению. И не надо больше тратить массу сил на непродуктивное приспосабливание к заскорузлым социальным стереотипам. Теперь эти силы можно направить в творческое русло. И очень часто такие люди добиваются выдающихся результатов, привнося в нашу жизнь много нового.
Однако часто наблюдается такая картина. Люди, врожденно не способные приспособиться к традиционному жизненному укладу, постоянно переживают чувство бессмысленности своего существования. Но, ощутив однажды свою исключительность и условность социальных стереотипов, эти люди приходят к выводу об отсутствии смысла вообще.
И вот, казалось бы, стереотипы утратили свою ценность, появилось понимание бессмысленности бытия – значит должны исчезнуть страдания от переживания экзистенциального вакуума. Но нет, душа продолжает изнывать от тоски по чему-то потерянному или так и не обретенному.
Раньше человек спасался от пустоты в суете повседневности, играя различные социальные роли, исполняя свой долг. Теперь, разорвав невидимые нити, связывающие его с социумом, заполняет пустоту в гонке за развлечениями.
Да, человек утратил для себя смысл бытия в традиционных ценностях, но не снят с повестки дня вопрос: «Зачем я живу?» Он продолжает жить как жил раньше, но все делает то ли для развлечения, то ли по инерции, чтобы не умереть от тоски.
Имея смыслом жизни следование традиционному укладу, человек был защищен этими хоть и ложными, но ценными для него целями. Теперь же, повергнув этих идолов, он остается один на один со звенящим вакуумом, утешая себя мыслью об умственном превосходстве над толпой биороботов. Но стал ли он счастливее от этого?
Можно сделать вывод: никакого общечеловеческого смысла жизни нет, но каждый обязан найти для себя личный смысл бытия.
Отречься от ложных идеалов мало. Важно перешагнуть через свою гордыню и признаться себе самому в том, что отказ от традиции не делает человека исключительным. Наоборот, делает еще более не защищенным и нуждающимся в обретении смысла жизни вновь.
Так как же обрести этот личный смысл бытия? Тут может помочь одна идея.
Когда человек начинает задумываться над тем, чему посвятить благородные порывы своей души, он может впасть в бесконечные сомнения о правильности выбранного поприща. Страх неверного выбора может превратиться в пожизненное откладывание проблемы на будущее. Психика человека устроена так, что любая неопределенность вызывает дискомфорт и желание отодвинуть момент выбора до появления однозначного ответа.
В итоге, человек живет всю жизнь, находясь в состоянии непонятного ожидания неизвестно чего. Ему постоянно кажется, что все главное еще впереди, а пока надо выбирать тщательнее, чтобы не прогадать.
В этом состоянии перманентного инфантилизма и проходит бесцельно жизнь. Взрослым человека делает посвящение себя какому-то служению, идеалу, цели и не важно, насколько глобально это будет выглядеть. Не важно, чему служить, важно служить.