Содержание и насыщенность прогулки во многом зависит от того, с кем общаются в это время дети. Поэтому, гуляя с ребенком, взрослые должны принимать более-менее активное участие во всех его развлечениях. Даже если прогулка кратковременная и допускает лишь небольшое путешествие по окрестным улицам, можно предложить ребенку пробежать до определенного места, попрыгать со скакалками, попасть мячом, снежком, камнем в цель.
Если прогулка длительная (в выходные и праздничные дни), нужно предусмотреть во время нее игры и спортивные развлечения с другими детьми. Желательно, чтобы родители на прогулках и экскурсиях давали детям возможность прыгать, бегать, ходить, преодолевать небольшие препятствия.
Летом на прогулке для развития движений рекомендуется организовывать игры и упражнения с разноцветными шариками. Игры с ними дарят им много радости, стимулируют к разным движениям. Как упражнение можно предложить ребенку подбросить и поймать шарик, затем усложнить задачу: подбросить его несколькими ударами.
Очень разнообразные упражнения с обычным мячом: перекаты; перебрасывание мяча друг другу, ловя его после отскока от земли, от стены, попадания в цель и т.д. Некоторые упражнения с мячом развивают мышцы стопы, что важно для профилактики плоскостопия, например, перекатывание мяча ногой от партнера, посылка его в цель, причем обозначают такую цель («ворота») во время прогулки обычно кустами, деревьями, камнями и т.д. Можно затеять с ребенком игру в футбол, предложите ему не только попадать мячом в цель, но и «вести» его вокруг какого-либо предмета (дерево, куст, площадка). Старших детей нужно научить ударять ногой по мячу, который катится или подбросить вверх.
В лесу, в парке, например, можно отправиться в красивый парк Александрия, в сквере хорошо с ребенком побегать. Бег между деревьями, кустами развивает ловкость, координацию движений. Для того, чтобы перепрыгнуть канаву, ямку, спрыгнуть с кочки, нужна еще смелость, ловкость. Родители должны помочь ребенку научиться прыгать. Сначала это просто перешагивания, а затем перепрыгивание через какое-либо препятствие - ветвь, кустик, кочки - с места и с разбега.
Закаляя детей, развивая их силу и выносливость, не следует, однако, злоупотреблять длительными прогулками. Рекомендуется детям 3-4 лет идти 15 - 20 мин., детям 4-5 лет - 20-25 мин. Родители должны следить, чтобы во время прогулки-экскурсии ребенок не уставал. Для этого делаются обязательные короткие остановки для отдыха. Особое внимание при подготовке прогулки-экскурсии обращается на детскую обувь: она должна быть удобной и легкой.