Кого утопит Volkswagen?
Мошенничество с результатами экологических тестов оставило главу компании Volkswagen Мартина Винтеркорна без работы (впрочем, с огромной пенсией), а самому концерну стоило свыше €20 млрд рыночной капитализации и нанесло неизмеримый вред репутации. Но куда интереснее другой вопрос: кто, помимо Volkswagen, пострадает от действий автопроизводителя?
Аналитики отмечают, что одной из жертв скандала может стать немецкая экономика
«Неожиданно Volkswagen превратился в больший риск для экономики Германии, чем долговой кризис Греции», – утверждает главный экономист ING Карстен Бржески.
Автомобилестроение – важный сектор экономики, в котором заняты около 775 тысяч человек – это почти 2% всего работающего населения. Вдобавок автомобили и запчасти к ним – самая успешная экспортная статья Германии: на нее приходится €200 млрд ($225 млрд), или почти 20% всего экспорта. «Если продажи автомобилей пойдут вниз, это ударит по поставщикам, а за ними по всей экономике», – говорит берлинский аналитик Мартин Горниг. Впрочем, некоторые эксперты призывают не преувеличивать возможные последствия.
«Не думаю, что автомобильная индустрия обвалится вся целиком, – уверяет главный экономист Commerzbank Йорг Крэмер. – Из-за одной только компании рецессии не случится».
Тем не менее, отмечает Reuters, случай с VW посеял среди немецких компаний беспокойство о том, что этот скандал будет иметь эффект домино и может отрицательно отразится на бренде «сделано в Германии», а следовательно – на бизнесе в целом. Еще один фактор, который тревожит предпринимателей, – то, что если раньше немецкая экономика должна была противостоять внешним рискам (например, замедлению Китая), то теперь оказалось, что угроза может прийти с тыла.
Помимо немецкой экономики от действий Volkswagen пострадает рынок дизельных автомобилей. Причем скандал случился в худший для этого рынка момент, подчеркивает Financial Times.
«Реакция на скандал с VW станет катализатором, который ускорит падение рынка дизелей в Европе и остановит его рост в США, – предсказывает аналитик Bernstein Research Макс Уорбертон. – Регуляторы теперь будут гораздо более консервативны, когда нужно будет что-то разрешать, а соответствовать более жесткому регламенту в реальных условиях для дизеля может оказаться слишком сложно или слишком дорого».
Это может стать катастрофой для европейских автопроизводителей, которые за последние 15 лет вложили в дизельные технологии десятки миллиардов евро. Согласно FT, у таких производителей, как BMW и Daimler, на автомобили с дизелем приходится 81% и 71% продаж соответственно (в Европе), у Volvo – 90%, у французских марок – свыше 50%.
Вслед за дизельными автомобилями неизбежно пострадает рынок платины, пишет Bloomberg. 44% спроса на этот металл поступает от производителей оборудования для снижения доли вредных выбросов автомобилей в атмосферу, в частности – дизельных двигателей.
«На рынке платины уже чувствовались негативные настроения. Существовали опасения из-за прогнозов по дизельным автомобилям, и теперь они только усилятся из-за того, что происходит с Volkswagen», – говорит Филипп Ньюман, директор лондонской консалтинговой фирмы Metals Focus.
Цены на платину за два дня, начиная с 21 сентября, снизились на 4,7% – больше, чем стоимость любого другого металла. Среди главных производителей платины в мире Россия занимает второе место после ЮАР, среди ведущих экспортеров – девятое.