Прежде чем прочитать статью, ответьте на вопрос: «Хорошо ли иногда говорить неправду (лгать)?».
Ответ более чем предсказуем, большинство из читающих ответит – «плохо». Тогда следующий вопрос: «А вы лично иногда говорили неправду (лгали)?». Вот тут кроется подвох, т.к. поверить в то, что ни один человек, хотя бы единожды не солгал, невозможно.
Ложь возникает по многим причинам, из плохих либо хороших побуждений, во избежание или отсрочки наказания – она есть. Ответьте честно на два вопроса, и вы поймете, как сложно и в то же время просто быть честным с самим с собой. Сложно, потому что придется быть искренним и принять себя таким, какой вы есть, легко, потому что не придется повторно лгать.
Корни подобного самообмана лежат в детстве и являются результатом родительского воспитания.
С детства у ребенка пытаются выработать определенную модель поведения. Подобно условному рефлексу, модель поведения формируется путем метода поощрений и наказаний: за скверное поведение – наказывают, за хорошее – поощряют. Только сами родители, а уж тем более ребенок, не подозревают, что границы плохого и хорошего условны. Поэтому когда-то навязанные им стереотипы, не всегда правдивые, закрепляются и переносятся на следующее поколение. Ребенка можно сравнить с чистым белым листом бумаги, на котором родители и общество «рисуют» картины стереотипов, передающихся из поколения в поколение. Чужой, возможно, не очень удачный опыт, принимается за истину. Неповиновение этой истине расценивается как скверное поведение, за которым неизбежно следует наказание. Подчинение правилам ведет к поощрению.
В процессе взросления ребенок понимает, что он «хороший», когда его поведение соответствует принятым семейным моделям поведения, и что он заслуживает кары, если выходит за принятые условные рамки. Он попадает в сети самообмана, потому как начинает имитировать хорошее поведение, дабы избежать наказаний и осуждений со стороны взрослых. В то же время полученный опыт позволяет ему определить что ложь – это плохо. Значит, в глазах окружающих он хороший, а в собственных – плохой. Возникает внутренний психологический конфликт: с одной стороны - желание быть хорошим и избежать наказания, с другой - невозможность соответствовать всем требованиям родителей. Подобный конфликт, а именно отсутствие честности с самим собой, лежит в основе многих проблем психологического характера.
Для психологического комфорта честность необходима, словно воздух.
Никто не обязывает, а тем более не навязывает нам соблюдение правил. Тем более, что границы этих правил условны и где заканчивается плохо, а начинается хорошо - никому неизвестно. Быть хорошим – это значит ожидать награды, подобно как в детстве мама нас гладила по голове, приговаривая «умница, хорошая девочка». Так же как необоснованно испытывать гордость за соблюдение стереотипов, а тем более имитировать соблюдение этих правил.
Быть идеальным невозможно, а упорное стремление к надуманным идеалам порождает лицемерие.
Прежде всего, лицемерие перед самим собой, т.к. мы начинаем думать и вести себя с точки зрения идеала, теряем естественность и индивидуальность.
Быть индивидуальным в современном лицемерном обществе опасно.
В обществе, где имитируют, а затем поощряют подобное лицемерие, обязательно осудят за любое проявление индивидуальности. Именно поэтому, боясь быть осужденными, так часто люди подвержены стереотипам. Но все же честность поощряется. Человек, честный с самим собой, уверен в себе, имеет стержень личности. Поэтому правдивого человека воспринимают гарантом честности, знают, что его обещания обязательно воплотятся в жизнь. Завоевать такое доверие сложно, а вот потерять легко. Солгав единожды, можно потерять доверие на многие годы и заслужить его, приложив огромные усилия. Лгуну приходится жестко контролировать свое поведение. Помнить каким людям и какую неправду он говорил. Это стоит больших усилий и большого нервного напряжения, так как он будет ожидать расплаты за непристойное поведение, что неизбежно ведет ко многим психологическим конфликтам.
Быть по-настоящему честным с самим собой – это истинная свобода.
Свобода от условностей, от страхов, от внутренних конфликтов. Можно с уверенностью шагать в будущее, не беспокоясь, что что-то было упущено и придется регрессировать назад, чтобы исправить ошибки. «Спираль» жизни обязательно вернет вас в точку, где вы солгали самому себе и не разрешили конфликт. Так или иначе, вам придется действовать решительно, чтобы продолжить движение вперед.
Такой самоанализ, в процессе которого вам придется ответить на самые каверзные и неудобные вопросы, позволит взглянуть на себя со стороны и скорректировать многие внутренние проблемы. Вы обретете истинное душевное освобождение и спокойствие.