Как сформировать командный дух?
Несмотря на то, что командность теоретически должна быть чертой каждого постсоветского человека, ведь этой идее в СССР уделялось так много внимания, на самом деле с этим в странах СНГ есть проблемы. Просто идеологический перелом, связанный с переходом от социализма, к недоразвитому капитализму, привел к тому, что старая идеология была разрушена, а идеология «командности в новых условиях» еще толком не сформировалась.
На практике произошло следующее: иллюзия противостояния «владелец - наемные сотрудники», характерная для несформированной новой бизнес культуры, привела к тому, что командная работа стала чем-то необычным. На самом деле первый шаг к формированию команды - это момент, когда владелец компании осознает себя лидером группы людей, то есть не человеком «по другую сторону баррикады», а главой команды и ее членом одновременно.
Как сформировать командный дух? Прежде всего, он создается целями, причем высокими целями, а не чем-то вроде «повысить доход в два раза до конца года». Например, известная компания Grundfos утверждает, что ее высшая цель - повышение качества жизни людей и защита окружающей среды, а цель Apple - предоставить профессионалам, которые не являются специалистами в области компьютерных технологий, мощные инструменты для творчества. Поэтому первое, что делает лидер, - формирует и продвигает цели. Командный дух создается не на корпоративах и вечеринках, он появляется тогда, когда лидер ставит цели и приводит команду к успеху.
Следующая составляющая - конкретные роли в игре и ответственность за их выполнение. В бизнесе мы называем «должности» и «сферы ответственности». Вы никогда не добьетесь хорошего взаимодействия, если каждый член команды не понимает, за что лично он отвечает и за что отвечают все остальные. Вспомните фильмы про командные виды спорта, например, один из последних - «Легенда № 17» о знаменитом хоккеисте Валерии Харламове. Один из главных уроков, которые ему необходимо было усвоить на пути к победам, - это необходимость взаимодействия, сотрудничества.
Третья составляющая - возможность общения между членами команды. Для того, чтобы создавать и поддерживать командный дух, члены команды должны знать, что происходит, они должны регулярно общаться об этом и согласовывать свои действия. В бизнесе мы называем это собраниями, совещаниями, планированием и координацией.
Крупный бизнес требует большого количества людей, а самое ценное в людях - их искреннее желание работать, их творчество. Истории выдающихся предпринимателей, - многие из которых, например, Стив Джобс или Ингвар Кампрад, были людьми с очень сложным характером, - говорят о том, что способность увлечь своими идеями и своей деятельностью людей - важная составляющая успеха. Только не стоит думать, что способность управлять командой - это какой-то врожденный талант. Талант, конечно, помогает, но понимание технологии, как это делать, позволяет любому стать лидером. Это как игра на музыкальных инструментах: практически каждого можно научить музицировать, не каждый, конечно, станет Моцартом, но играть сможет.
К счастью, чтобы управлять командой, нет необходимости шесть лет учиться в вузе, а потом еще пять лет проходить практику, но чтобы стать профессионалом в этой сфере, некоторое время и силы все же необходимо будет потратить.
Между прочим, эти навыки являются самым главным конкурентным преимуществом для руководителя. Просто подумайте об этом.