Трудности в школьном обучении могут вызывать типологические особенности ребенка, на которые не рассчитана традиционная методика обучения, - речь идет о медлительных детях (инертные дети).
Инертность (медлительность) - это свойство темперамента, которое является неизменным и нейрофизиологическим обусловленным. Это свойство темперамента предоставляет некоторые преимущества, но в то же время создает определенные трудности при обучении в школе, а порой и даже насмешки от окружающих.
Медлительные дети обычно неконфликтные, настойчивы в достижении цели, организованы, собраны и последовательны, уравновешенные и дисциплинированные, выносливые к физическим и интеллектуальным нагрузкам. Такие дети, сами того не подозревая, произовдят более детальный анализ окружающей их среды и способны замечать вещи, на которые не обратит обычный ребёнок. Такие свойства чаще принадлежат гениальным людям и является быстрее достоинством, чем недостатком, что скажется при выборе профессии в будущем. Работа с большим количеством данных, анализ, создание концептов и многое другое... Однако к новой ситуации такие дети привыкают слишком медленно, потому что любые изменения в привычных действиях, окружении, режиме травмируют их.
Психический темп медлительных детей замедлен, что приводит к трудностям в приспособлении к установленному темпу занятий, постоянному изменению видов деятельности, необходимости быстро находить ответ на вопрос учителя. Такие дети не всегда выполняют даже средние нормативы по скорости чтения.
Для того чтобы избежать подобных трудностей и не травмировать ребенка, его не следует подгонять под нормативы. Родителям и педагогам необходимо понимать, что ведущая роль в успешности школьного обучения инертного ребенка принадлежит учителю: он способен как облегчить, так и осложнить учебную деятельность такого ученика.
Медлительному ученику противопоказано:
- работать в быстром темпе;
- постоянно переводить внимание с текста на иллюстрации, на ответы, на записи и др.;
- за ограниченный промежуток времени усваивать значительный по объему, разнообразный и сложный материал;
- ситуации неожиданного вопросы быстрого ответа;
- опрос в начале занятия.
Взрослым, которые работают с медлительным ребенком, следует помнить о следующем:
- активность такого ребенка увеличивается постепенно и медленно;
- он не может дать высокую производительность по выполнению различных задач;
- ему необходимо время на обдумывание нового ответа;
- в момент выполнения задания не следует отвлекать или переводить внимание ребенка;
- не рекомендуется заставлять отвечать инертного ученика новый, только что изученный, материал.