Берлинская стена, поцелуй Брежнева, стрит-арт

Стрит-арт — это форма художественного самовыражения, которая включает в себя создание произведений искусства в общественных местах, чаще всего на стенах зданий. Она не всегда была приличной и вмещалась в рамки законодательства, ведь спонтанное искусство — это часто бунт, протест, вызов общественным устоям, высмеивание соцмальных проблем и просто очень эксцентричное выражение своего творческого видения.

Стрит-арт начал развиваться в 1960-х годах, когда художники превращали улицы в площадки для своих работ, стены — в холст. В настоящее время уличных художников даже привлекают к творчеству, давая возможность проявить себя, при этом согласовывая действия с администрацией. Например,организация уличных фестивалей и создание муралов —объектов культурной ценности ттоже возможно. Есть люди, которые занимаются этим профессионально (например, можно заказать роспись стен в Минске). 

История стрит-арта и граффити

Граффити как форма искусства имеет долгую историю, начиная с древних времён, когда люди оставляли надписи и рисунки на стенах пещер. Однако современное граффити начало формироваться в 1960-х годах в Нью-Йорке, когда молодые художники начали использовать аэрозольные баллончики для создания своих работ на стенах и вагонах метро.

В 1970-х и 1980-х годах граффити стало популярным среди молодежи, и его стиль стал разнообразнее. Художники начали экспериментировать с цветами, шрифтами и техниками. В это время появились такие известные художники, как Кита, Бэнкси и Жан-Мишель Баския.

В 1990-х годах стрит-арт начал получать признание как форма искусства. Многие художники начали создавать легальные муралы и участвовать в выставках. Стрит-арт стал частью городской культуры и привлек внимание общественности и СМИ.

Муралы

"Девушка с шаром" Бэнкси: Этот знаменитый мурал изображает девочку, отпускающую красный шарик. Он стал одним из самых известных произведений Бэнкси и символизирует потерю и надежду.

Девушка с шаром, Бенкси, легендарный стрит-арт

Мурал в Фене, в Испании, созданный художником Sfhir, был признан лучшим в мире по версии Street Art Cities. Он украшает фасад девятиэтажного дома и изображает девушку, играющую на виолончели. Художник использовал архитектурные особенности здания, чтобы создать иллюзию движения и динамики, что делает его особенно выразительным.

Мурал в Испании, виолончелистка

«Я могу дышать», автор — Рустам Qbic. Мурал расположен на фасаде многоуровневого паркинга на улице Завойского в Казани. Это один из самых масштабных муралов в городе: его общая площадь составляет более 1000 квадратных метров, а длина достигает 183 метров.

Мурал в Казани "Я могу дышать"

Некоторые работы стрит‑художников живут всего несколько дней или даже часов. К примеру, граффити на фасаде дома, который собираются снести. Другие же существуют десятилетиями. Например, сохранившийся участок Берлинской стены (длиной 1,3 километра), весь покрытый граффити, официально признан галереей под открытым небом — East Side Gallery.

Топ-4 легендарные граффити

Бэнкси. Один из самых известных стрит-арт художников, Бэнкси, известен своими провокационными и политически заряженными работами. Его граффити можно найти по всему миру, и они часто содержат социальные комментарии.

Кита. Этот художник из Нью-Йорка стал известен своими яркими и красочными работами, которые часто изображают персонажей и сцены из поп-культуры.

Жан-Мишель Баския. Хотя он больше известен как живописец, его ранние работы в граффити под псевдонимом SAMO в Нью-Йорке в 1970-х годах стали основой его дальнейшей карьеры.

Баския, граффити, США

"I ♥ NY". Этот знаменитый логотип, созданный художником Милтоном Глейзером в 1977 году, стал символом Нью-Йорка и был использован в различных формах стрит-арта.

Стрит-арт в России

Один из крупнейших и самых старых арт‑центров России — «Улица Джона Леннона». Её создал в 80-х годах  Николай Васин в Санкт-Петербурге. Во дворе своего дома он повесил самодельную табличку «Улица Джона Леннона», а над ней — указатель со стрелкой, направленной в небо. Так в центре Северной столицы возникла локация, посвящённая легендарному музыканту.

Вскоре благодаря творчеству других битломанов обычный питерский двор превратился в полноценное арт‑пространство — с ироничными гипсовыми барельефами ливерпульской четвёрки, граффити знаменитой жёлтой подводной лодки (из одноимённой песни и мультфильма) и знаковой обложкой альбома «Abbey Road» во всю стену.

 

Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже